Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 
«Междуреченский агропромышленный колледж»

    8 (34677) 34-705, +7 958 153-24-67
                                         mpu@list.ru
   

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА - ПРЕДИСЛОВИЕ

Преподаватель: Людмила Анатольевна Елизарова

 

 

Что же такое дуальное обучение?​ Прежде чем ответить на данный вопрос, давайте обратимся к исторической справке. Итак, родоначальником системы дуального образования считается Германия. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

В советский период нашей истории принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов определялись законодательно. В трудное время 90-х годов XX века это налаженное на основе централизованной государственной власти взаимодействие разрушилось, но потребность в нем, разумеется, не могла исчезнуть. Понадобились новые механизмы, соответствующие новым условиям социально-экономического развития,и дуальная система обучения в современности стала рассматриваться как один из возможных механизмов.

Дуальное обучение— это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.

Роль работодателя в дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется. Работодатель, в лице заведующего дошкольной образовательной организации совместно с членами коллектива принимают активное участие в составлении учебной программы, а также графика проведения практических занятий и практик по специальности.

Студенты проходят практику на площадке дошкольной образовательной организации без отрыва от учебы, для этого для них созданы все условия.

Важнейший компонент — наличие подготовленных кадров (воспитатели), которые выступают в качестве наставников.

 

Итогом выступает, квалификационный практико-ориентированный экзамен.

МКАДОУ д/с «Родничок» – это социальный партнер, который на своей площадке позволил организовать учебную и производственную практику в рамках дуального обучения.

Руководство данной организации в лице Т.Г.Спиридоновой; заместителя заведующего по воспитательной работе – Е.В.Тверитиной; старшего воспитателя – Т.В.Пуртиной с большой ответственностью подошли к организации дуального обучения.

На базе колледжа неоднократно проводились совместные совещания и круглые столы, педагогические советы с приглашением представителей от работодателя, на которых решались первоочередные задачи решения данной проблемы.

В первую очередь были рассмотрены стандарт по специальности 44.02.01. Дошкольное образование. Специалисты были ознакомлены с характеристикой профессиональной деятельности выпускников и требованиями к результатам освоения ОПОП. Одновременно специалисты ДОО с преподавателями колледжа занимались изучением материальной базы по данной профессии.

Руководство ДОО «Родничок», в свою очередь, на своей базе создал все условия для проведения практических занятий в рамках режимных моментов.

Была создана рабочая группа по разработке программы дуального обучения адаптированной под ДОО «Родничок».

Внедрение в учебный процесс практико-ориентированных технологий, которые включают в себя анализ конкретных ситуаций в организации, решение организационных задач, деловые игры, «погружение» в профессиональную деятельность, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе - в этом направлении нам предстоит еще очень большая работа.

За это небольшое время работы с базовой организацией акценты во взаимоотношениях сместились в сторону партнерства и сотрудничества, стало характерным стремление усилить потенциал друг друга. Сейчас, мы не дискутируем, каких специалистов надо и не надо готовить, а ведем конструктивный диалог, как это делать вместе, чтобы подготовить высокопрофессионального специалиста.

Организованный учебный процесс с использованием форм дуального обучения имеет свои положительные стороны. Прежде всего, необходимо отметить, что данная форма:

  • устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой; 
  • в механизме подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника; 
  • создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах; 
  • учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения; 
  • в дальнейшем отпадает необходимость профессиональной адаптации.

Таким образом, одновременно с обучением учащийся осваивает избранную профессию непо­средственно на производстве, т.е. учится сразу в двух местах: в учреждении образования и на пред­приятии.

Наверх